Передовая Каталог девелоперских компаний Обсуждение горячих вопросов Персональные дневники Интересные тексты Центр управления


Веб дизайна больше нет

::: Автор: Сергей "the Eych" Смирнов / Age of Web
::: Категория: Девелопмент
::: Обсудить статью в форуме



Все. Его больше нет. Дизайн остался, а его собрат веб дизайн ушел в прошлое вместе с ценами за каждую html страничку и графический элемент. Студии стали компаниями, а веб дизайн превратился в разработку, стоимость которой может зашкаливать за 100k$. Информационный дизайн грозно навис над рунетом.

Как это случилось?

1995 год

Сначала был 1995 год. Была Москва, но в ней практически отсутствовал Интернет, во всяком случае, такой, каким мы привыкли его видеть. Не было веба, не было и веб дизайна. Веб дизайнеры отсутствовали как класс.

В Москве практиковался терминальный доступ в Интернет, dial-up уже присутствовал, но стоил огромных денег. Провайдеров было мало, не было Ситилайна. О неограниченном доступе никто еще не мечтал.

Потом появился еще молодой и худощавый Артемий Лебедев и возглавил новое зарождающееся движение. Фирменный стиль и сайт компании Ситилайн, неограниченный доступ от той же компании, начало создание отечественного контента и, наконец, толпы молодых людей, ринувшихся в Сеть. Именно так выглядело начало новой эпохи. Эпохи веб дизайна.

Кто такой Артемий Лебедев? Этим вопросов через десяток лет будут мучить студентов художественных ВУЗов, выбравших направление интерактивного дизайна. В это трудно поверить, но Артемий Лебедев вполне обычный человек. Но, безусловно, не заурядный. Он любит московской метро, он не водит машину. А еще он прямой потомок Толстого.

Толстой

За 5 лет Артемий Лебедев успевает организовать совместно с компанией Нетскейт студию "Web Design", сделать сайт Центробанку РФ, поднять минимальную цену за сайт с 3000$ до 10000$, назвать себя "самизнаетекто", зарегистрировать домен samiznaetekto.ru с соответствующим названием, сделать сайты для огромного количества всемирно известных компаний и брендов, выкупить студию у Нетскейта и переименовать ее в "Студию Артемия Лебедева" design.ru, наконец, изрядно потолстеть и искурить огромное количество "Житан". Он сделал много чего еще, но больше всего мы благодарны ему за время, когда на его энтузиазме и огромной самоуверенности держалась вся будущая индустрия.

Сейчас Артемий Лебедев - это самый мощный бренд в Сети, но его роль как двигателя и столпа всего рынка осталась в прошлом. Теперь он впереди, но среди десятка других. Стоит отдать ему должное, он не сбавляет темпа и практически не делает ошибок. Конкуренты называют его "о***нным бизнесменом". Видимо, так оно и есть. Добавим, что у Артемия наблюдаются незаурядные способности к писательству, у него замечательный язык. Впрочем, было бы не правильным ожидать чего-то меньшего от потомка такого известного человека.

Индустрия

Что же мы видим теперь? В Сети, как и за окном офиса, 2000 год. Индустрия находится на подъеме. Затянувшееся, но все-таки прогрессирующее начало инвестиционного бума. Спекулянты и стратегические инвесторы на рынке. Интернет-инкубаторы ищут гениальные идеи, а еще больше людей, способных их воплотить. Кругом идут разговоры о цифрах с шестью нулями. Это уже серьезно.

Современные российские девелоперские компании из первой пятерки держат большой штат профессиональных программистов. Например, компания Актис, штат которой уже превышает 200 человек, больше чем на половину состоит из программистов. Многие из этих людей до этого работали в компаниях, лишь отдаленно связанных с интернетом. Это серьезные люди, которых трудно заинтересовать перспективным рынком, им интересен реальный рынок, где можно получить хорошую оплату собственного труда.

В такой атмосфере веб дизайн как вид деятельности тихо уходит за кулисы. Его час прошел. Он сыграл свою роль и теперь достойно удаляется. На его месте появляется многогранное понятие "разработки сайта". Современный сайт - это немного дизайна и очень много программирования.

Текст

Уважаемый читатель, не надо так громко ругаться! Мы не пытаемся сказать, что дизайн больше никому не нужен. Отнюдь! Внешний вид по-прежнему играет большую роль в успехе сайта у посетителя. Но уже появились профессионалы рынка, которые доказывают, что за графикой в интернете нет будущего, графику должен заменить прагматичный и легкий текст.

Как не прислушаться к таким заявлениям, когда их делает все тот же гуру - Артемий Лебедев. По его мнению, завтра в интернете будет царствовать информационный дизайн, в котором, как известно, 99% составляет текст и 1% - графика. Все последние работы "Студии Артемия Лебедева" старательно придерживаются этого правила. Самым ярким примером минималистического текстового подхода может служить специальная версия поисковой машины Яndex ya.ru. Можно ли еще сильнее уменьшить визуальную часть сайта? По крайне мере, вы должны согласиться, что это сделать сложно.

Все возвращается на круги своя. Основа, как и раньше - это программа. У программы есть текстовый интерфейс и минимумом графики. Именно так выглядят сайты от Лебедева. Все очень функционально, никакого лишнего веса. Рука под углом 90 градусов и 0 калорий Юлия Бордовских рекомендует.

Обстановку нагнетает модный WAP, которому просто противопоказана графика. Вряд ли когда-нибудь сотовые телефоны будут показывать насыщенные графикой сайты. Этого не позволят маленькие экраны телефонов, которые, как и все в этом мире, стремятся к минимизации.

Кажется, что последний нерушимый оплот веб дизайнеров - это баннеры. Хорошие баннеры - это произведение искусства на крайне ограниченной площади. Но и здесь хитрый Лебедев нанес тяжелый удар. В офисе его студии была разработана, запущена и успешно функционирует текстовая обменная сеть tx3 tx3.ru. Баннеры стали текстовыми. Лебедев призывает увольнять дизайнеров, потому что баннеры теперь могут делать сами клиенты. И он, как всегда, прав.

Но ему явно не хватает последователей. Его текстовая концепция развития, безусловно, имеет приверженцев, но их не так уж и много. Все-таки - это идеология, которую либо разделяешь, либо нет. У Лебедева очень большая харизма, но ее просто физически не хватит на весь рунет. Тем не менее, с этой большой мейнстримовской силой не возможно не считаться.

По крайней мере, за Лебедевым идут его же клиенты. Например, компания Мобайл Центр mobilecentre.ru, сайт которой является характерным примером информационного дизайна, причем примененного к корпоративному сайту, что до этого момента считалось неслыханным.

Лебедев заявляет, что его клиенты поддерживают его. В одной из последних работ - корпоративном сервере СеверСталь severstal.ru опять присутствует инфодизайн. Но в этом случае, видимо, пришлось пойти на компромисс с клиентом и добавить изрядную порцию графики. Но представьте себе насколько консервативным должен быть клиент, находящийся в городе Череповце Вологодской области! И все равно его удалось убедить хотя бы в частичной полезности инфодизайна (меню на сайте - текстовые).

Заключение

За 5 лет своего развития веб индустрия похоже сделала круг и возвращается к корням - к тексту. Ведь именно так начиналась Эпоха Веба Age of Web. Голый текст и примитивный язык разметки, который позволял его структурировать. Теперь html нельзя назвать примитивным, он прошел 4 итерации, оброс функциональностью. Но он по-прежнему служит для разметки текста.

Наш прогноз - 95 на 95. Столько процентов корпоративных и промо-сайтов в ближайшие несколько лет будут создаваться в одной графике. И столько же процентов сайтов интернет-сервисов будут создаваться в тексте.

Графические дизайнеры не потеряют работу, но их потеснят (они уже делают это!) дизайнеры, умеющие работать с текстом.

И, наконец, сам дизайн, конечно же, никуда не денется. Он может поменять название и форму, стать, например, "дизайном интерфейсов". Но мы не сомневаемся, что он будет нужен и востребован. Потому что без красивого не возможно жить в этом мире.



::: Обсудить статью в форуме

Меню

» Статьи
» Интервью
» Исследования
» Фотоальбом

» Архив новостей (до 2001)

Ссылки от спонсоров

Умный Кит: создание продающих сайтов.

Студия Клондайк: комплексный интернет-маркетинг для вашего бизнеса.


Категории статей

» Девелопмент {5}
» Дизайн {1}
» Flash {1}
» HTML {1}
» Контент {2}

» Креатив {1}
» Реклама {3}

» Разное {1}


Copyright © 1999-2006 Агентство «Эпоха», Сергей Смирнов.
Copyright © 2007 Лаборатория dk, Дмитрий Котеров.