Передовая Каталог девелоперских компаний Обсуждение горячих вопросов Персональные дневники Интересные тексты Центр управления


Офлайновый онлайн
(или 6 доводов против традиций)

::: Автор: Валерий Комягин
::: Компания: Студия Валерия Комягина
::: Категория: Девелопмент
::: Обсудить статью на форуме



Тот факт, что большая часть рекламных агентств и издательских домов уже оказывают услуги по разработке интернет-приложений и то, что многие специалисты ныне работающие в этой области пришли именно из типографского и полиграфического бизнеса, наложил серьезный отпечаток на российскую и мировую практику построения веб-страниц.

Естественно, что от прежнего опыта одним махом не избавиться, вот и несут "вновь прибывшие" весь ценный груз с собой. А отсутствие базовых знаний истории гипертекста и школы проектирования пользовательских интерфейсов (GUI) лишь усугубляет дело.

Что же отрицательного в том, что мы порой стараемся использовать законы традиционной печати в современных интернет-технологиях? Один мой знакомый парировал мои доводы фразой "ну читаем же мы все равно слева направо и сверху вниз". Это, конечно, верно (да и то, в условиях отдельно взятых народностей), но подавляющее большинство приемов офлайна неприемлема для WWW. Почему?

1.

Традиционная печать всегда была стиснута рамками полос. Любой традиционный канал СМИ ограничен по формату как по ширине, так и по длине (или высоте - как вам больше угодно). Именно поэтому, традиционный верстальщик, ежедневно общающийся с Quark Xpress содрогнется при воспоминании о том, как он "впихивал" весь горячий материал в рамки первой полосы. Эта же болезнь перенеслась и на страницы сети. Нет необходимости помещать 100% информации в пределах одного экрана, в первую очередь из-за того, что:

- при этом значительно страдает верстка;
- при этом значительно страдает навигация;
- то, что будет являться "пределом экрана" при одном разрешении, будет либо "запределом" либо "допределом" при другом;
- пользователь уже давно привык к тому, что экран не заканчивается статусной строкой программы просмотра
- для чего-то ведь программисты Microsoft воткнули эту полосу прокрутку?

2.

Непосредственно вытекает из первого. Старый добрый "офф-лайновый" прием размещения ссылки "продолжение на стр.12", при помощи него все таки удавалось разместить весь необходимый материал на первой полосе издания. Да, это удобно, и я уже слышу голоса защитников пользователей, которые говорят, что большие текстовые материалы необходимо разбивать на несколько гипертекстовых страниц с тем, чтобы каждая отдельная страница не превышала 30-40 Кб.

Надо отметить, что данное утверждение спорно и совсем недавно мне довелось слышать недовольство пользователей онлайнового издания Ziff Davis Network (ZD-Net) о том, что если бы статья загрузилась "одним куском", ее размер был бы около 100-120 Kb, что безусловно, превышает допустимые рамки. Однако, учитывая то, что внешнее оформление страницы занимает 40-50 Kb вместе с баннерами, в сумме, размер статьи был искусственно увеличен до 200-250 Kb (текст был разбит на 4-5 страниц).

Если пользователь заинтересовался заголовком и первыми строками материала, преподносимого в анонсах на главных страницах сайтов, то скорее всего, он захочет прочитать значительную часть этого материала.

3.

Дорогие красивые журналы всегда блистали огромными яркими и красочными иллюстрациями. Самое странное в том, что их электронные копии сохранили эту особенность. А между тем, каждая такая иллюстрация (если только это не изображение с глубиной цвета в 4-8 бит-на-пиксель), значительно увеличивает время загрузки страницы за уменьшение которого сегодня так модно бороться.

Но проблема даже не в этом, это только надводная часть айсберга на который упрямо идут такие "Титаники". Зачастую, в таких "мини-постерах" скрыта навигация по сайту. Т.е. этот плакат, является единственной ссылкой на, допустим, раздел "каталога продукции". А следовательно и пользователю, желающему добраться до страниц этого раздела придется подождать от 10 до 90 секунд для того, чтобы увидеть, что на табличке-то, помимо красивой (в лучшем случае) фотографии, еще и красуется надпись "каталог сезона лето-осень". Ну и, конечно, наибольшее удовлетворение получат те из пользователей, которым посчастливилось попасть на страницы таких сайтов, администраторы которых, в числе прочего, не особенно утруждают себя текстовыми комментариями своих иллюстраций.

Куда эффективнее иллюстрировать текст небольшими по размеру "кадрами", которые, при желании, пользователь имел бы возжность увеличить. В этом случае, его ожидание не было бы для него неожиданностью, а лишь результатом его добровольных действий.

4.

Со слов Якоба Нильсена (Jacob Nielsen) , признанного специалиста в области usability веб-интерфейсов, чтение "с экрана" занимает на 30-40% больше времени и усилий, чем чтение "с листа". Поэтому, основным преимуществом онлайн-документов по-прежнему остается возможность использования гипертекстовых ссылок. Читателю не приходится перелистывать 35 и более страниц с тем, чтобы узнать значение термина, на который он натолкнулся при изучении материала, он может сделать это, нажав на соответствующую ссылку.

Естественно, что в традиционной печати метод гипертекстовых ссылок использоваться не может, что называется, по определению. Однако, не стоит переносить этот недостаток и на страницы электронных изданий, используйте гипертекстовые ссылки - это удобно.

5.

Злоупотребление ссылками также негативно сказывается на показателе удобства использования страниц, как и полное их отсутствие. Мне не раз приходилось видеть страницы, где ссылкой являлись только лишь торговые марки и их владельцы, и ссылки вели на соответствующие внешние ресурсы.

Тем временем, ссылка в гипертекстовом документе это, помимо всего прочего, акцентирование внимания пользователя. Ведь, чаще всего, проставление ссылки сопровождается соответствующими изменениями в шрифтовой части - подчеркиванием, наклоном, и т.д. Когда приходится видеть такие страниц всегда почему-то вспоминается сказка про пастушка, который злоупотреблял вниманием жителей своей деревни.

6.

Еще одно заблуждение рождается, как это часто бывает, из в общем-то здравых рассуждений. Сегодня много говорят о "пользе контента" и о том, что несмотря ни на что, информационное наполнение сайта первично и именно от него следует отталкиваться при построении электронных страниц. Заблуждение заключается в том, что контент это панацея и наличие оригинального авторского материала способно скомпенсировать все остальные отрицательные моменты в тех или иных страницах.

Так, совсем недавно, просматривая страницы одного из популярных отечественных сетевых изданий, меня заинтересовал заголовок статьи и я нажал на ссылку, которая обещала мне рассказать "подробнее" о теме статьи. Я действительно получил желаемую статью, вот только вся остальная навигация исчезла и, после прочтения материала, мне пришлось воспользоваться клавишей "назад" моей программы просмотра как единственным средством вернуться в оглавление.



Традиционная печать обладает системой уникальных знаний в области верстки, композиции и контраста и других областях. Но, к сожалению, она все-таки значительно отличается от веб-страниц и прежде, чем ломится в WWW "со своим уставом", нужно задуматься о том, а будет ли это полезно и, главное, эффективно.



::: Обсудить статью на форуме
Меню

» Статьи
» Интервью
» Исследования
» Фотоальбом

» Архив новостей (до 2001)

Ссылки от спонсоров

Умный Кит: создание продающих сайтов.

Студия Клондайк: комплексный интернет-маркетинг для вашего бизнеса.


Категории статей

» Девелопмент {5}
» Дизайн {1}
» Flash {1}
» HTML {1}
» Контент {2}

» Креатив {1}
» Реклама {3}

» Разное {1}


Copyright © 1999-2006 Агентство «Эпоха», Сергей Смирнов.
Copyright © 2007 Лаборатория dk, Дмитрий Котеров.