Передовая Каталог девелоперских компаний Обсуждение горячих вопросов Персональные дневники Интересные тексты Центр управления


Как классифицировать веб разработчиков

::: Автор: Олег Тишков
::: Компания: Информационное агентство BelarusMedia
::: Категория: Девелопмент
::: Обсудить статью на форуме



Информационное агентство BelarusMedia делится своим опытом мониторинга рынка веб девелопмента в Белоруссии. Статья интересна тем, что в обсуждении этой непростой проблемы "самоидентификации" приняли участие сами представители веб студий и других образований.

Часть 1. Опрос студий о классификации

BelarusMedia уже более года следит за развитием белорусского интернета, особое внимание уделяя веб студиям как главным и непосредственным созидателям "содержания" интернета. Собрана справочная информация, упорядочено портфолио, выходят пресс-релизы, новости и обзоры. Наконец, 7 августа мы разослали письмо руководителям ряда студий и агентств:

» Просим вас принять участие в небольшом, но важном обсуждении одного вопроса: как классифицировать студии, участвующие в проекте "Веб разработчики Беларуси" на нашем сайте.

Сейчас мы внедрили, порой без согласования, т. е. на свой страх и риск, следующую классификацию:

1. Студии и агентства
2. Отделы, "дочки"
3. Творческие коллективы

Пункт один, по нашему замыслу, должен включать профессиональные студии, имеющие статус самостоятельного юридического лица.

Пункт два - это подразделения предприятий, РА и ISP, а также случаи, когда юридическое лицо занимается веб разработками "постольку-поскольку".

Пункт три - все остальные участники рынка: студенты, незарегистрированные коллективы, творческие образования и т. д.

Однако реалии белорусского интернета шире московских схем. Так, Pixelhead по многим параметрам подходит под определение "профессиональная студия", хотя и является хозрасчетным подразделением IBA (старое название).

В то же время есть небольшие и малоизвестные фирмы, которые только-только пробуют себя на рынке веб разработок, которые (не будем называть их имена) порой занимаются невольным демпингом, путая карты профессионалов :)

Но как представить всех, чтобы никому не было обидно!?

Александр Клещенок, менеджер проектов студии Pixelhead, по поводу классификации считает: "Если и разбивать студии на группы, то только по территориальному признаку".

Что вы думаете по этому поводу, господа профессиональные руководители?

Вскоре начали приходить ответы.

Денис Проценко, руководитель INTERdes studio (www.interdes.com):

» Мне кажется, такое деление, как студии и отделы, вообще неуместно, и Pixeland и INTERdes являются подразделениями серьезных компаний и при этом являются абсолютно полноценными, профессиональными коллективами.

По-моему, правильнее делить студии по количеству работ, потому что именно опыт определяет качество и серьезность студии.

А все остальные коллективы упоминать как неофициальные образования. Хотя и это тоже не совсем корректно.

Так же можно сортировать студии по их доменам, соответственно, первый уровень выше [вероятно, имелись в виду домены второго уровня, - BM], это также определяет серьезность: серьезная студия не будет хоститься на narod.ru.

Ну и наконец, можно дать возможность студиям выбирать из списка свою принадлежность, но обоснованно.

Дмитрий Варивончик, директор агентства Медиареклама (www.mediareklama.com):

» Я согласен с г-ом Клещенком. Посудите сами, Red Graphic - профессиональная студия, тем не менее отдельным самостоятельным юридическим лицом не является (как выяснилось в процессе заключения договора по итогам тендера с ОАО Белгазпромбанк). И что же - вы отнесете ее в своей классификации к "дочкам" и "отделам"? :).

[По сообщению Сергея Осипова, это неверно: "Иностранное предприятие "Ред График системс" успешно существует по юридическому адресу: ул. Первомайская, 24 (наш офис)". - BM, 13 авг.]

Оставьте географическую классификацию плюс введите классификацию по количеству сделанных работ (причем отдельно - для коммерческих заказчиков и отдельно - собственные работы студий).

Так будет честно. Также хочу отметить, что студию, создающую меньше одной работы в год, во всевозможные классификации и рейтинги вообще приглашать не стоит. Разве это студия? :)

Петрович Иван, директор агентства E-service.by (www.e-service.by):

» В любом случае нужно отталкиваться от документа, в крайнем случае, сайта и соответственно портфолио или заказчиков на услуги. И должны быть персоналии (Ф.И.О.), а не безадресные сайты и фирмы.

Александр Аксютик, руководитель Дизайнерского Дома AKSAR (www.aksar.by):

» "1. Студии и агентства, 2. Отделы, "дочки", 3. Творческие коллективы."

Мне нравится эта схема.

"Однако реалии белорусского интернета шире московских схем. Так, Pixelhead по многим параметрам подходит под определение "профессиональная студия", хотя и является хозрасчетным подразделением IBA (старое название)."

Ну, давайте перенесем Pixel в профессиональные студии и успокоимся. :)

"В то же время есть небольшие и малоизвестные фирмы, которые только-только пробуют себя на рынке веб разработок, которые (не будем называть их имена) порой занимаются невольным демпингом, путая карты профессионалов :)
"

Это про нас? Зря. Мы пришли раз и навсегда и мечтаем о мировом господстве. :)

"если и разбивать студии на группы, то только по территориальному признаку"

Зачем? Интернет задумывался как свобода. Студия в Минске может делать сайт для американского заказчика. Студия в Бресте - для минского. Для интернета расстояния не имеют такого большого значения.

В принципе, это разделения не для руководителей студий, а для посетителей сайта. Хотелось бы, чтобы эта была информация для потенциального заказчика. И исходить надо не из пожеланий разработчиков, а из того, как помочь заказчику выбрать разработчика и не ошибиться

Сергей Осипов, руководитель Студии Red Graphic высказался неожиданно резко:

» Я вижу такие признаки "профессионального веб разработчика", который может работать на корпоративном рынке. При этом сразу отмечу, что мои критерии далеки от реальности.

1. Наличие минимум такого персонала в штате, как директор (менеджер), дизайнер и программист.

2. Наличие зарегистрированного субъекта хозяйствования (фирмы или ЧП), который платит хотя бы небольшие налоги. Это важно с точки зрения обеспечения социальных гарантий работающему персоналу, таких как отпуск, оплата больничного, а в будущем пенсия, простите за излишнюю дальновидность. А наличие офиса важно с точки зрения бизнес-этики. Менеджера, который заключил договор со студией-однодневкой, могут попросту уволить с работы, если она [студия] очередной раз переедет на новую квартиру. Так нормальные заказчики потом обижаются на всех веб дизайнеров вкупе.

3. Опыт работы с корпоративными клиентами, портфолио. Наличие внятной методики работы.

4. И самое главное, то, чего не хватает большинству белорусских разработчиков. Наличие профессиональной этики работы! Если вы позволяете себе поливать грязью своего коллегу, участвующего в том же тендере, то вы уже НЕ профессиональный разработчик, а базарная баба. Показывайте работы, дипломы, предлагайте дополнительные услуги, наконец, снижайте цену, но грязь друг на друга лить.

[BelarusMedia не располагает документами, которые могут подтвердить или опровергнуть данное утверждение. - О.Т.]

В этом смысле, я бы зачислил в разряд "профессиональных" далеко не самые известные коллективы.

Что же касается деления на всякие там отделы-дочки и прочее, то я оставляю это полностью на откуп обозревателю (в данном случае ОТ). Со стороны виднее.

Дмитрий Болашев, арт-директор Дизайн Артели написал:

» Классификация разработчиков - неблагодарный труд. В любом случае довольных будет мало.

Безусловным мерилом включения в каталог однозначно следует считать:

а) офис,
б) легальное существование,
в) укомплектованный коллектив людей определенных профессий,
г) наличие работ и, следовательно, клиентов,
д) время существования на рынке, включая прежнюю работу (к примеру, Дизайн Артель).

Эти пункты я подсмотрел на форуме Беларусмедии, но есть дополнения:

1) по п. "а" - не просто офис, а "постоянное" юр. лицо,
2) по п. "г" - количество работ, причем не "мертвых", т.е. если конкурент заредизайнил сайт, из портфолио студии он автоматически исключается. Неплохо было бы уточнить понятие "работа". Одна страница и 10 000 стр. сейчас считаются за одну. Программные продукты, созданные студией, также стоит включать в "работы" (возможно, в отдельный список), это говорит о том, что студия серьезно относится к развитию и сопровождению созданных ресурсов.
3) по "д" - это тоже, в принципе, не плохо, но старые работы в перечень работ "новой" студии включать нельзя. Посмотрите на Пикселхед в Беларусмедии и быстренько включайте мои старые (желательно все без исключения!) разработки в портфель новой Артели :) Если необходимо, то я насоздаю штук 50 "локальных" версий старых ресурсов. Это же смешно, Олег! Зачем же интернет тогда?
4) адрес студии на "бесплатнике" однозначно должен быть помехой для вхождения в каталог.

Однако, рождается предложение по "сортировке" студий в разделе по алфавиту. Это принятый в большинстве случаев порядок (см. Yahoo!) Коль скоро Ваш ресурс русскоязычный, считаю разумным вести "подсчет" начиная с цифр, затем русского алфавита и лишь потом давать англоязычные названия. К чему нам дискриминация по языковому признаку в стране, где русский является одним из государственных. Более того, при прочих равных условиях необходимо отдавать предпочтение студиям с белорусскими доменами. Вряд ли все побегут переименовываться :) Причем такой порядок сортировки позволит потенциальному заказчику четко понимать, что Беларусмедиа придерживается нейтральной позиции по отношению ко всем разработчикам.

Из высказываний на форуме приведем мнение Андрея Борисевича (Студия Webcom):

» Мне нравится существующая сегодня классификация. По-моему, она наиболее четко отражает ситуацию. И что из того, что Pixelhead находится в "Отделах, дочках"? Там же не написано, что отделы хуже самостоятельных фирм или лучше творческих коллективов? Как раз таки, такая классификация не является мерилом профессионализма и не дает никому повода для наезда: "мы лучше, мы сильнее, у нас работ больше и т.д."

Отрывки из телефонного разговора с руководителем одной студии, пожелавшего остаться неизвестным:

» - Предлагаю начать подготовку к созданию Ассоциации белорусских веб разработчиков. В рамках такой ассоциации можно будет решать многие вопросы.

О.Т.: Боюсь, в настоящее время ее не удастся создать: уж очень велика пропасть между "первыми" и "последними", еще не назрели вопросы, которые можно решать сообща. Веб разработчиков (профессиональных) еще не так много, а сами они недостаточно опытны как бизнесмены (в массе своей).

- Посмотрите, вот эта студия работает на запад, так почему вы называете ее белорусской? Потому что она сделала пару сайтов в байнете? Мы потом и кровью находим новых клиентов, участвуем в тендерах, а они живут на готовых заказах.

О.Т.: Нельзя запретить работать на запад. Это похоже на дискриминацию. К тому же, западный заказчик, по логике, гораздо более требователен к качеству работы - мы должны гордиться тем, что у нас в стране есть специалисты подобной квалификации.

- Благодаря Ассоциации мы сможем защищаться от грязной критики, появляющейся на некоторых сайтах.

О.Т.: Это очень болезненный вопрос. Граница между критикой и клеветой есть, но далеко не всякий ее видит. Одними запретами и угрозой наказания ничего не добьешься. Это скорее вопрос личной культуры.

- В рамках Ассоциации можно наладить обмен мнениями, регулярные встречи, знакомства и т. д.

О.Т.: Я только за такое сотрудничество.

Часть 2. Кому нужна классификация: заказчикам, студиям или одной Беларусмедии?

Прежде всего это нужно самим студиям и коллективам. Почему цены Red Graphic выше цен, к примеру, Штурвала? Потому что у первой есть известные накладные расходы: арендная плата, бухгалтерия; потому что у первой высококвалифицированные (читай: высокооплачиваемые) сотрудники и т. д.

Есть рынок услуг дорогих студий и есть рынок услуг недорогих студий. Точнее, рынок складывается.

Есть дорогой заказчик и есть недорогой заказчик (или скупой, непросвещенный).

Есть сложные, ответственные заказы и есть простые, стандартные заказы.

Может ли классификация на BelarusMedia принести пользу или, наоборот, нанести ущерб какой-либо студии? Смотря как к ней относиться.

Я предлагаю относиться так: такая-то служба (BelarusMedia) определила ряд формальных признаков, на основании которых присвоила нам такую-то категорию. Если нам эта категория подходит - очень хорошо, если не подходит, мы напрочь игнорируем эту плохую службу с ее непонятными требованиями. Ведь наш заказчик целиком доверяет нашему профессионализму, ему и в голову не придет поинтересоваться, есть ли у нас расчетный счет, офис, какое-то там "портфолио". Заказчик нам абсолютно доверяет!

Мы решили классификацию в прямом виде убрать, а поделить все фирмы на две группы: а) на мониторинге и б) остальные. Студии и коллективы, попавшие к нам на мониторинг, получат известный приоритет. Подробнее на эту тему мы будем разговаривать с самими веб разработчиками, пожелавшими с нами сотрудничать. Пока что могу раскрыть список первых из них (они прислали нам анкеты):

INTERdes DS
Pixelhead
AKSAR
Студия Маслюкова
Red Graphic (надеюсь, пришлют)
Дизайн Артель (надеюсь, пришлют)
Webcom (надеюсь, пришлют)

Классификация вовсе не избавляет студию от рекламно-маркетинговой деятельности! В настоящее время наш проект не имеет такой аудитории и такого влияния, как, например, "Компьютерная газета", однако мы закладываем основы для будущего влияния. Пока еще мы не можем прямо указывать заказчикам: обращайтесь вот в эти студии за заказами такого рода, а в те - другого. Заказчики вправе предъявить веб разработчикам определенные требования.

Однако уже сейчас мне пришлось крепко задуматься, прежде чем выделить ведущие студии белорусского интернета, отвечая на вопросы журналиста из "Инфобизнеса". Естественно, я назвал бесспорных лидеров согласно той информации, которой располагал. Из этого ответа логично выводится: открытость и доступность информации - важное средство рекламы и маркетинга. Те веб разработчики, которые надеются перехитрить своих заказчиков, расхваливая свой товар в самом выгодном свете, вряд ли захотят предстать перед нашим "судом" - классификацией. Потому что у нас есть формальные вопросы.

Подвожу итог: классификация поможет многим начинающим коллективам быстрее пройти путь созревания, опытным - стать мудрее, потенциальным заказчикам - лучше сориентироваться на рынке веб разработок, конкурентам - реально оценить свои возможности, журналистам - получить верные сведения и т. д. Классификация не является застывшей схемой: вчерашние студенты вырастают и становятся менеджерами.

Часть 3. Комментарии к ответам

Я согласен с Сергеем Осиповым, что "базарные бабы" должны изгоняться из байнета самыми жесткими законными средствами. Существуют десятки способов набить себе цену, не прибегая к пренебрежительным отзывам (простым языком - охаиванию) о работе конкурента. Не знаешь этих способов - учись.

Болашев: не просто офис, а "постоянное" юр. лицо.

Требование иметь офис означает, что клиент может прийти и посмотреть, в каких условиях делается его заказ. Клиент должен быть уверен, что его заказ не делается в тайне от начальства (простым языком - халтура). Клиент спокоен: его секреты не выходят далее стен офиса подрядчика.

Болашев: количество работ, причем не "мертвых", т.е. если конкурент заредизайнил сайт, из портфолио студии он автоматически исключается.

Очень спорно. Работа есть работа. От того, что сайт перестал поддерживаться, был изменен или закрыт, навыки, приобретенные веб разработчиком в процессе создания этого сайта, не пропадают. А ведь это и есть главный вопрос: оценка способностей исполнителя, сделанная на основе изучения его опыта.

Другое дело, что добросовестный веб разработчик берет на себя дополнительные расходы по локализации (создании локальной версии) "мертвых" сайтов либо с самого начала локализует выполненные работы. Редизайны весьма распространены, серьезные проекты просто обязаны обновлять свой внешний вид и внутреннее устройство по меньшей мере один раз в два года. А принятие вашего предложения заставит нас проделать немыслимую работу, причем задним числом.

Болашев: Неплохо было бы уточнить понятие "работа". Одна страница и 10 000 стр. сейчас считаются за одну.

Укажите сайты, которые вы имеете в виду. Вообще, я полагаю, что требовательные заказчики сами способны разобраться, что за студия перед ними, просто изучив ее портфолио. Ну а неопытные заказчики должны обращаться к консультантам. Сами руководители студий должны решать, что считать отдельной работой, и не пытаться раздуть свое портфолио за счет манипуляций с названиями, доменами и клонами.

Болашев: Программные продукты стоит включать в "работы".

Мы уже ввели графу "Готовые решения".

Болашев: старые работы в перечень работ "новой" студии включать нельзя.

Я долго думал по этому поводу. Имеет значение, в каком качестве выступали разработчики сайтов: как наемные работники или как свободные агенты. В первом случае продукт их труда целиком принадлежит нанимателю, во втором - им самим. Насколько мне известно, имел место второй случай. Однако это спорный момент, и я могу быть не правым.

Сортировка, как мерило успеха :)

В каком порядке выводить списки студий - очень важный вопрос. Как выясняется, ростки рейтингомании пустили в байнете глубокие корни. Так что любой список воспринимается как рейтинг: кто выше, тот и лучше. Дмитрий Болашев предлагает свой метод сортировки: цифры, кириллические буквы, в заключение - латинские.

Болашев: Более того, при прочих равных условиях необходимо отдавать предпочтение студиям с белорусскими доменами. Причем такой порядок сортировки позволит потенциальному заказчику четко понимать, что Беларусмедиа придерживается нейтральной позиции по отношению ко всем разработчикам.

Если вы говорите это серьезно, я отвечу так же серьезно, хотя мне стоило труда удержаться, чтобы не пошутить. Стоимость домена второго уровня в зоне by сроком на год составляет менее 100 долларов США. Стоимость регистрации юридического лица, наверное, до 1000 долларов (включая первый месяц работы). Причем, насколько мне известно, для исполкомов нет никакой разницы, на какую букву начинается название юридического лица. (Правда, не знаю, прошла бы регистрацию студия ".by Design" [точка бай дизайн] - наверное, Николай Лапушко, ее создатель, руководствовался тем же принципом "рейтинговости", давая ей столь "хитрое" имя.) Стоимость среднего заказа на разработку веб сайта, допустим, 1000 долларов. И вы хотите мне сказать, что удачное капиталовложение объемом в 100 долларов автоматически определяет успех предприятия?

Я исхожу из того, что есть "рейтинг" и "список". Лично я всякие интернетовские рейтинги, основанные на посещаемости, не люблю - уж больно они натянуты. Посещаемость - лишь один из критериев, причем довольно капризный и специфический. Можно согласиться, что при выборе из списка рука непроизвольно тянется наверх. Но разве мы животные, чтобы не понимать - есть формальные признаки.

У нас сейчас принято два главных списка.

Первая страница - Карточки



Первая страница - Портфолио



Есть еще сводный справочник.

Сейчас у нас используется принцип алфавита: числа, буквы латинские, затем кириллические. Такой порядок принят во всем мире и запрограммирован. Изменить его нельзя, но можно вручную присвоить той или иной студии порядковый номер, который и станет определять место в списке. Однако такое решение хотелось бы принять большинством голосов заинтересованных лиц. Мое мнение - оставить как есть.

Между прочим, предлагаю обратиться на авторитетный сайт Бизнес Беларусь (Эниро Белфакта) - www.b2b.by - и посмотреть, как размещается коммерческая информация на коммерческом сайте.

По ключевому слову "интернет" я получил следующий список:

КАЛИПСО РИА ООО
Пигмалион Агентство маркетинговых коммуникаций
Шо Моно Поли УП
АвиЛинк ЗАО
Компания Памисо УП
БелПак Сеть передачи данных РО Белтелеком
SBI COMMUNICATIONS Представительство в РБ
Anitex ООО
Белстанда ООО
5ПЛЮС ИТ ООО
Деловая Сеть СП
Network systems ЗАО
Информационные технологии НИП НАН Беларуси
KIPS Предприятие
Белресурсмаркет ООО
Золотой талер-провайдер ООО
Интернет Республиканский центр
Телепорт НКЦ ООО
Соло ЗАО Интернет-провайдер
Открытый контакт ООО
Белинфонет ООО
Инновационные разработки ООО
АлтоЛан ЗАО

Любопытный, не правда ли, получился портрет белорусского интернета.

Эту ссылку, простите меня, уважаемые разработчики сайта www.b2b.by, мне пришлось вырвать из окружения фреймов, чтобы показать данную страницу читателям статьи.

Обратите внимание на выпадающее меню "Сортировать результаты":

- по объему информации
- в алфавитном порядке
- по городу
- по улице

Как сортируется по умолчанию - догадайтесь сами :)

Надеюсь, ответил на большинство вопросов, а если появятся новые - отвечу и на них.

Веб разработчики байнета - объединяйтесь!

Олег Тишков.
Информационное агентство BelarusMedia.
Минск, август 2001 г.



::: Краткий обзор сайтов белорусских веб разработчиков (на сайте BelarusMedia)
::: Обсудить статью на форуме
Меню

» Статьи
» Интервью
» Исследования
» Фотоальбом

» Архив новостей (до 2001)

Ссылки от спонсоров



Категории статей

» Девелопмент {5}
» Дизайн {1}
» Flash {1}
» HTML {1}
» Контент {2}

» Креатив {1}
» Реклама {3}

» Разное {1}


Copyright © Агентство «Эпоха», Сергей Смирнов.